mbouschool5.ucoz.ru мбоу моу школа сош №5 г.Учалы
Главная » Статьи » Методическая работа

Урок- практикум в 10 классе по русскому языку.

Вначале давайте повторим изученное о тексте.

1. Что называют текстом? – сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

2. Что называют темой текста? ( О чём? О ком?)

3. Какими способами может быть представлена тема текста?
    а) заглавием.
    б) начальными и конечными предложениями.
    в) ключевыми словами.

4. Как синтаксически может быть оформлено начало текста?
    а) начальное двусоставное предложение.
    б) односоставное назывное предложение.
    в) именительный представления (темы)
    г)  обращением.
5. Какую роль в выражении темы играет последнее предложение?
- усиливает основную мысль, иногда содержит итог, вывод.
Часто начальное и последнее предложения становятся афоризмами.

Например: У сильного всегда бессильный виноват.
                   А ларчик просто открылся.
                   Слона - то я и не приметил.

6. Что такое проблема?
II.
Откроем упражнение 106 страница 210(учебник для 10 класса Бабайцевой) – прочитать вслух.

- Какова тема текста? (чего?) Совести и чести.

- Как можно озаглавить текст?  Например: Что есть совесть и честь.
Различия между совестью и честью.

- Как в тексте оформлено начало? – двусоставное предложение.
                                                            
- Переделайте начало текста и в именительный представления(стр.38)
Письменно:

Честь и совесть… Что это за понятия? Есть ли какие-нибудь различия между ними?

Письменно:

Обращения -
Человек! А ты сможешь быть честным?
Всегда ли ты поступаешь по совести?

- Если тема текста – тема: «Совести и чести», - то как может быть сформулирована проблема?

Тема.

Проблема.

Авторская позиция

Аргументы.

Чести и совести.

1. проблема чести и совести.

 

2. чести человека.

 

 

 

3. чести и совести в литературе.

 

 

 

4.проявления чести и совести в повседневной жизни.

 

 

 

5.в экстренной обстановке.

 

 

 

6. чести и совести истинной и ложной

 

 

Как сформулировать проблему этого текста?

 Как выражена авторская позиция?
- Что всегда есть в человеке?
- Что есть истинная и ложная честь.
-  В обществе ложные представления о чести.

- Поддерживаете вы или нет авторскую позицию?
  Приведите 2 аргумента в поддержку и 2 против.

Письменно:
За:  1. Даже у закоренелых преступников просыпается совесть, обращаются к Богу.
       2. Иногда точит червь сомнения – совесть.
       3. Строительство БАМа, который сейчас не нужен, но строили…
       4. Экология и честь предприятия. Выгода и прибыль.
- Личностная позиция:
а) на жизненном опыте.
б) на литературном материале (предпочтение).

                                                 На доске.
а)
I. Не будет ли честный человек белой вороной в современном обществе?

II. Что значит быть честным в наше время?

III. Всегда ли надо поступать по совести? (Нужна ли совесть в наше время?)
                                                        ↑
                                            2-3 аргумента.

б)
В каких художественных произведениях поднимается проблема чести и совести?
- Какой вывод можно сделать из статьи?
  Почему эта проблема актуальна? (так как это публицистический стиль)

III. Текст «Культура и совесть» Д.С.Лихачева.
Разберём несколько другой взгляд на проблему совести. У нас свободное общество.

- Что важнее: совесть или свобода?
- Всегда ли вы выбираете совесть или свободу?

На эти вопросы рассуждает Д.С.Лихачёв в своей статье.

При чтении текста найдите ответы на вопросы, записанные на доске.

- Может ли человек, считающий себя свободным, делать всё, что ему угодно?

- В каком случае можно говорить о настоящей внутренней свободе человека?

- Какой поступок можно назвать свободным?

- Что такое совесть в понимании Д.С.Лихачёва?

(стр.43)
а) ответить на эти вопросы – устно.
б) – проверка понимания прочитанного текста
    -  выявление позиции автора.
    -  выражение позиции автора.
    -  выражение позиции учащегося.

Проблема текста – совесть как основа полной независимости человека.
Точка зрения автора (авторская позиция).
Совесть – защитник внутренней свободы человека. Основа независимости человека, его внутренней цельности, сохранения его индивидуальности.

Позиция учащегося (личностная).

- свобода бескорыстна?
- истинно свободен тот, кого внешние обстоятельства жизни не порабощают?

Вывод по тексту.

- своё отношение к теме текста.
- удалось ли автору заставить вас размышлять над теми вопросами, которые волнуют его самого?

IV.  Заключение.

- Каково будет домашнее задание?(Написать сочинение по тексту Лихачева).

- Каков жанр домашнего сочинения?

- Вспомните композицию сочинения – рассуждения.

- Как можно называть сочинение?

- Какие проблемы поднимем в сочинении?

Честь и совесть.
Свобода и совесть.
Истинная и ложная честь.
Совесть – основа свободы.

Категория: Методическая работа | Добавил: school5 (05.05.2014)
Просмотров: 1185 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: