mbouschool5.ucoz.ru мбоу моу школа сош №5 г.Учалы
Главная » Статьи » Методическая работа

Урок практикум по химии 10 класс. Григорова И.А.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке мы познакомились с основным использованием природного газа как топлива. Но любое явление имеет и положительное, и отрицательное значение для человека. Какие же вы определили плюсы и минусы использования газа как горючего?

(-) В смеси с воздухом газ взрывоопасен. Газ – ценное химическое сырье - жалко его сжигать. Метан, основная составная часть природного года, оказывает слабое наркотическое действие на организм, угнетает нервную систему.

(+) При горении выделяет большое количество теплоты. Сгорает без образования золы. Газ легко сжимается, удобно транспортировать в баллонах в жидком виде.

- Что показал экскурс в историю открытия состава природного газа?

Первое упоминание о составе болотного газа связано с работами Клода Луи Бертолле (1786г.), который доказал, что « горючий газ» из болот образуется при разложении органических веществ без доступа воздуха.

-Состав попутного газа Туймазинского нефтяного месторождения (в объемных процентах)?

Метан- 32%  Этан -14%  Пропан- 12%  Бутан -7,5%   Пентан- 6,5%  Азот- 27,5%  Углекислый газ- 0,5%

- Эти попутные газы перерабатывают на газоперерабатывающих заводах и получают различные газовые смеси (стр. 251 таблица 21 в учебнике Н.Е. Кузнецовой (базовый уровень), стр. 322 таблица 24 ( профильный уровень)).

II.  Погружение в проект

1 этап. Подготовительный.

Класс делится на 3-4 группы по 7-9 человек, так называемые проектно-исследовательские институты. Затем группа делится на три подгруппы (расчетное бюро, исследовательское бюро и проектное бюро по 2-3 человека в каждой подгруппе).

2 этап. Организация деятельности

Каждая подгруппа получает задание, состоящее из трех частей:

1) Решить задачу.

2) Из данного углеводорода получить вещества, имеющие применение в народном хозяйстве.

3) Предложить схему - проект производства, какого- либо полимера из данного исходного вещества.

На выполнение задания дается 20-30 минут. Пункты 1 и 2 оформляются письменно, проверяются учителем после урока. Пункт 3 выносится на доску и представляется группой устно в конце урока.

3 этап. Осуществление деятельности.

Каждый учащийся работает в соответствие со своими знаниями и способностями, при необходимости консультируется с учителем, подбирают необходимую информацию, подготавливают презентацию результатов. Учитель консультирует и контролирует деятельность ребят.

III . Подведение итогов и формулировка выводов.

4 этап. Оформление результатов деятельности групп.

Учащиеся оформляют и сдают работы с решением задач, схемы использования веществ в народном хозяйстве и выносят на экран результаты проекта с уравнениями реакций.

IV Представление результатов.

5 этап. Презентация деятельности.

Учитель определяет очередность выступления групп. Учащиеся представляют результаты работы, дают взаимооценку деятельности и ее результатов.

V Заключение.

6 этап. Оценка результатов и процесса деятельности.

Учитель дает качественную и количественную оценку деятельности учащихся. Выставляет оценки группам.

-Нельзя забывать, что газообразные природные источники углеводородов взрывоопасны. Взрывы метана в каменноугольных шахтах уносят тысячи жизней, взрывы газопроводов наносят экологический и экономический ущерб, взрывы бытового газа разрушают дома, обрывают жизнь ни в чем не повинных людей. Поэтому, прежде чем использовать газ в хозяйственной деятельности и быту, людям просто необходимо изучить его свойства, не допускать халатности и безответственности при работе с газом. Должна быть квалифицированная подготовка персонала и замена устаревшего оборудования на современное экологически безопасное.

 

Домашнее задание.    1 уровень - Физические свойства и средний состав нефти.

                                     2 уровень - Состав нефти различных месторождений.

                                     3 уровень - Октановое число и детонационная стойкость бензинов.

Данная проектная деятельность меняет характер взаимоотношений между учащимися и учителем. Учитель становится партнером в работе, совместно с ним школьники осваивают такие ее стороны, как целеполагание, планирование, контроль и учет, которые при классно - урочной системе обучения обычно берет на себя учитель.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого проекта.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ I ГРУППЫ

 

1. Решите задачу.

 

Коксовый газ содержит (в объемных долях) 0,6 водорода, 0,25 метана, 0,04 этилена, 0,04 азота, 0,07 углекислого газа. Рассчитайте объем воздуха (в м ³ ), который  потребуется для полного сгорания 1 м ³ коксового газа.

 

2. Составьте схему превращений метана.

 

Известно, что важнейшей составной частью природного газа является метан. Какие вещества, имеющие применение в народном хозяйстве, можно получить из метана?

Подпишите применение полученных веществ, составьте уравнения реакций соответствующих предложенной схеме.

(6-7 веществ – оценка «5»;   

4-5 веществ – оценка «4»;    

2-3 вещества – оценка «3»)

 

3. Большое значение в народном хозяйстве имеет полимер поливинилхлорид, его формула

(- СН2 – СН – ) n

                |

               СI     

Его используют для изготовления труб, искусственной кожи, шлангов, сумок, дисков и др.

Предложите схему производства поливинилхлорида из метана. Какие материалы, реагенты, аппараты потребуются для этого? Запишите уравнения реакций.

 

Вынесите проект на экран и представьте группой устно.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ II ГРУППЫ

1. Решите задачу.

Попутный нефтяной газ содержит (по объему) 60% метана, 17% этана,

7% пропана, 13% азота и 3% углекислого газа. Рассчитайте, сколько м3  воздуха потребуется для полного сгорания 1 м ³  попутного нефтяного газа.

 

2. Составьте схему превращений этана.

Из природного и попутного нефтяного газов можно извлечь достаточно большое количество этана. Какие вещества, имеющие применение в народном хозяйстве, можно получить из этана?

Подпишите области применения полученных продуктов, составьте уравнения реакций, соответствующих предложенной схеме.

Если предложено (6-7 веществ – оценка «5»;   

                                4-5 веществ – оценка «4»;    

                                2-3 вещества – оценка «3»)

 

3. Большое значение в народном хозяйстве имеет полимер полистирол, его формула: 

(- СН – СН2 – ) n

     |

  С6Н5

 Из полистирола изготавливают органическое стекло, пуговицы, гребни, электророзетки, электроизоляторы, игрушки и т. д.

Предложите схему производства полистирола из этана. Какие материалы, реагенты, оборудование потребуются для этого?

Запишите уравнения реакций.

/Вынесите проект на экран и представьте группой устно./

ЗАДАНИЕ ДЛЯ  III  ГРУППЫ

1. Решите задачу.

 

Природный газ содержит (по объему) 90% метана, 4% этана, 2% пропана, 4% азота. Рассчитайте, сколько м³   воздуха потребуется для полного сгорания

1 м³   природного газа.

 

2. Составьте схему превращений бутана.

Из попутного нефтяного газа и продуктов крекинга нефти можно извлечь бутан. Какие вещества, имеющие применение в народном хозяйстве, можно получить из бутана?

Подпишите области применения полученных продуктов, составьте уравнения реакций, соответствующих предложенной схеме.

Если предложено получение (6-7 веществ – оценка «5»;   

                                                   4-5 веществ – оценка «4»;    

                                                   2-3 вещества – оценка «3»)

3. В народном хозяйстве широко используется хлоропреновый каучук, его формула:  (  - СН2 – СН = С – СН2 – ) n

                                             |

                                           CI             

Его применяют для производства бензостойких шлангов, транспортерных лент, электроизоляции для кабелей.

Предложите схему производства хлоропренового каучука из бутана. Какие материалы, реагенты, аппараты потребуются для этого?

Вынесите проект на экран и представьте группой устно.

 

 

 

РЕШЕНИЯ И ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЮ ГРУППЫ I

1. В 1000 л (1 м  ) коксового газа содержится 600 л Н2, 250 л СН4, 40 л С2Н4, 40 л N2,

70 л СО2.  N2 и СО2 не горят

                                                                          600*1

2Н2 + О2 → 2Н2О                            V1(O2) = ———— = 300 л

                                                                              2

                                                                            250*2

СН4 + 2О2 → СО2 + 2Н2О               V2(O2) = ———— = 500 л

                                                                                1

                                                                             40*3

С2Н4 + 3О2 → 2СО2 + 2Н2О            V3(O2) = ———— = 120 л  

                                                                      1

V(O2) = 300+500+120=920 л

                     920 л – 21%

             V воздуха – 100%

Vвоздуха = 4381 л или 4,381 м³

 

2.  С6Н6    ←    С2Н2   ←   СН4   →   СН3CI    →    СН2CI2   →  СНCI3   →    СCI4

Растворитель    сварка,                 ↓             хладоагент      растворитель        наркоз         растворитель

                        резка металлов

                                         С    +    Н2

                                  Получение типогр.      Восстановитель

                               краски, наполнитель       металлов

                                         резины

                     свет                                                            1500º

1) СН4 + CI2   →  СН3CI + НCI                       5) 2СН4  →  С2Н2 + 3Н2

                          

                          свет                                                          600º

2) СН3CI + CI2   →  СН2CI2 + НCI                  6) 3С2Н2    →   С6Н6          

                                                                                            С акт

                             свет                                                     t º

3) СН2CI2 + CI2   →  СНCI3  + НCI                  7) СН4  →  С  + 2Н2

 

                            свет

4) СНCI3  + CI2   →  СCI4 + НCI   

 

             t º           HCI                  P,tº,кат

3. СН4 → С2Н2   → СН2  =  СН     →      ( -  СН2 – СН –)n

           -Н2                              |                                   |

                                             CI                                CI

На первой стадии производства понадобится печь для пиролиза метана.

На второй стадии потребуется хлороводород, реактор, устойчивый к агрессивной среде, выложенный изнутри керамической плиткой.

На третьей стадии понадобится инициатор (Н2О2), реактор, выдерживающий высокие давления и температуру.

         1500º

2СН4 → С2Н2 +  3Н2

СН ≡ СН + НCI → СН2 = СНCI

                         P,tº,H2O2

n СН2 =   СНCI      →    ( - CH2 – CH – )n

                                                        |

                                                       CI      

 

 

РЕШЕНИЯ И ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЮ ГРУППЫ II

1. В 1000 л (1 м ³ ) попутного нефтяного газа содержится: 600 л СН4, 170 л С2Н6, 70 л С3Н8,

130 л N2, 30 л СО2.    N2 и СО2 не горят

                                                                          600*2

СН4 + 2О2 → СО2 +  2Н2О            V1(O2) = ———— = 1200 л

                                                                              1

                                                                            170*3,5

С2Н6 + 3,5О2 → 2СО2 + 3Н2О      V2(O2) = ———— = 595 л

                                                                                1

                                                                            

С3Н8 + 5О2 → 3СО2 + 4Н2О           V3(O2) = 70*5 = 350 л  

                                                                     

V(O2) = 1200 + 595 + 350 = 2145 л

                     2145 л – 21%

             V воздуха – 100%

Vвоздуха = 10214 л или 10,214 м³

 

2.              С3Н8    +       С3Н6       ←     С6Н14   →     С6Н12    →    С6Н6

                              ↓                    ↓                                                      Растворитель             растворитель

         СН4  +  С2Н4    (- СН2 – СН –)n                                                      ↓

                                                   |

                                                 СН3                                                        С6Н6CI6

                                                 Пакеты, однораз. посуда                                                     фунгицид

С   +  Н2    (- СН2 – СН2 -)n  

Краска   восст.      пакеты

                 300º

1) С6Н14   →   C6H12  + Н2                                                 5) n С3Н6      →   (- СН2 – СН -) n

                  Pt                                                                                                                 |

                300 º                                                                   t º                                       СН3

2)  C6H12     →  C6Н6 + 3Н2                           6)  С3Н8    →    СН4  +   С2Н4      

                  Pt 

                               Свет                                                  р,t,H2O2

3)  C6Н6   + 3CI2     →   С6Н6CI6                  7) n С2Н4        →       ( - СН2 – СН2 - )n

                  t º                                                                  tº

4) С6Н14   →  С3Н8    +   С3Н6                       8)  СН4  → C + 2Н2

 

              Ni,tº                                           Ni,tº                                t,p

3. С2Н6   →   С2Н4   →   С6Н5  -  С2Н5    →   С6Н5 – СН = СН2  →   (- СН – СН2 - ) n

                                                                                                          Иниц.     |                          

                                                                                                                  С6Н5          

На первой стадии производства понадобится нагревание, катализатор никель.

На второй стадии реагент бензол.

Третья стадия идет с использованием никеля при нагревании в реакторе.

Четвертая стадия проходит в реакторе, выдерживающим  высокие температуры  и давления.

               Ni,tº

1)  С2Н6   →   С2Н4  + Н2  

2)  С2Н4 +  С6Н6 →  С6Н5 -   С2Н5 

                           Ni,tº

3) С6Н5 -   С2Н5  → С6Н5 – СН = СН2 + Н2

                                       P,tº,H2O2

4)  n С6Н5   - СН =  СН2     →     ( - СН – СН2 –) n

                                                         |

                                                        С6Н5 

 

РЕШЕНИЯ И ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЮ ГРУППЫ III

1. В 1000 л (1 м ³ ) природного газа содержится: 900 л СН4, 40 л С2Н6, 20 л С3Н8, 40 л N2.    N2 и  не горит

СН4 + 2О2 → СО2 +  2Н2О            V1(O2) = 900*2 = 1800 л

                                                                             

С2Н6 + 3,5О2 → 2СО2 + 3Н2О      V2(O2) = 40*3,5 = 140 л

                                                                                

С3Н8 + 5О2 → 3СО2 + 4Н2О           V3(O2) = 100 л  

V(O2) = 1800 + 140 + 100 = 2040 л

Vвоздуха = V(O2) : 0,21 = 2040 : 0,21 = 9714,3 л или 9,7 м³

 

                                       С2Н5ОН          СН3СООН

                                             Медицина, пищев. пром           Пищевая пром.

                                           ↑                           ↑

2.                С2Н6    +       С2Н4       ←     С4Н10   →     СН2 = СН – СН = СН2

                                                        Для созревания                                                ↓

                             ↓                               Фруктов                                                            (- СН2 – СН = СН – СН2 -) n

      С       +    Н2                     ↓                                                произ-во резины

Краска для       восстановитель          (-CН2 – СН2 -)n         

Типограф.           Металлов                     пакеты, посуда

 

             500º,AI2О3

1) С4Н10      →     СН2 = СН – СН = СН2 +2Н2

                                          P,tº,H2O2

2)n СН2 = СН – СН = СН2    →     (- СН2 – СН = СН – СН2 -) n

                t º                                                                 

3) С4Н10  → С2Н4 + С2Н6

                P,tº,H2O2

4)n С2Н4    →      (-CН2 – СН2 -)n         

 

5) С2Н6 → 2С+ 3Н2

                       t,p,Н3РО4

6) С2Н4 + Н2О → С2Н5ОН

                          tº,кат

7) 2 С4Н10 +5О2 → 4СН3СООН +2Н2О

             CI2                                     AI2O3,tº                       P,tº,H2O2

3. С4Н10→ СН3 – СН – СН2-СН3    →      CН2=С-СН=СН2       →          (-СН2-С=СН-СН2-)n

                              |                                           |                                                |

                            СI                                         СI                                             СI

На первой стадии бутан хлорируется при УФ облучении. На второй стадии необходим реактор жаростойкий и катализатор оксид алюминия , а также газоотводная труба для водорода. Полимеризацию необходимо проводить в толстостенном, жаропрочном

реакторе при нагревании с участием инициатора.

                        cвет

1) С4Н10  + СI2→ СН3 – СН – СН2-СН3 +НСI

                                         |

                                        СI

2) СН3 – СН – СН2-СН3→ CН2=С-СН=СН2  +2Н2

                         |                                                      |

                        CI                                CI 

3) CН2=С-СН=СН2  → (-СН2-С=СН-СН2-)n

             │                                 │

            CI                                 CI

Категория: Методическая работа | Добавил: school5 (28.04.2014)
Просмотров: 1697 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: