Главная » Статьи » Методическая работа |
Использование ИКТ для оптимизации профессиональной деятельности педагога. В школе для оптимизации образовательного процесса необходимо применять наглядный метод обучения. Учителя на уроках стараются использовать разнообразные технические средства обучения, иллюстрации, технологические карты; совершенно недавно для этих целей использовали аудио- и видеоаппаратуру: магнитофон, телевизор, проигрыватель виниловых дисков, кинопроектор и диапроектор. Но время не стоит на месте, и в современных условиях мультимедийные функции успешно совмещает в себе персональный компьютер, дополненный предметной медиатекой и, конечно, мультимедийный проектор или интерактивная доска. С 2003 года в своей работе я начала использовать компьютер и хотела бы поделиться некоторым опытом организации работы с мультимедийными функциями, позволяющими оптимизировать работу педагога. Я – учитель изобразительного искусства и черчения. Основной задачей данных предметов является приобщение детей к миру искусств, формирование пространственного воображения, развитие навыков творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему на листе бумаге с помощью различных художественных средств. Поэтому для эффективной работы своего компьютера на базе процессора Intel Celeron я дополнила его следующими функциями: приобрела сканер и цветной принтер, увеличила оперативную память, поменяла офис на более современный Microsoft® Windows 2007, установила программу «Компас». Но вот уже третий год, благодаря республиканской программе информатизации школ, в школе и дома пользуюсь ноутбуком «HP», а струйные принтеры поменяла на лазерное МФУ «Brother». Кабинет ИЗО и музыки теперь оборудован мультимедийным проектором. Использование компьютера в школе можно вести по нескольким направлениям. Первое и наиболее часто используемое – это компьютер в качестве администратора работы учителя. Ни для кого не секрет, что в последнее время, помимо разработок уроков, календарно-тематических планов, с преподавателя требуется большое количество бумажной отчетности как предметника и классного руководителя. Для этого в операционной системе Microsoft® Windows 2007 я создала предметные папки по направлениям педагогической работы. Они позволяют сохранять и быстро находить нужный файл с документами. Следующее направление – хранение в компьютере разработок уроков черчения и изобразительного искусства. Папки по предметам содержат календарно-тематические планы со стандартами. Там же размещены отсканированные документы – графические и тестовые задания. Необходимые иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, собранные для урока в программе Power Point и многое другое, используемое мной как предметником, сохраняются в предметных папках по каждому классу. С помощью этой программы я сохраняю в компьютере графический материал для индивидуального пользования во время проверочных и контрольных работ по черчению и изобразительному искусству, а распечатанный иллюстративный материал наклеивается на демонстрационные плакаты формата ватманского листа (А4). Этим экономится время преподавателя, затрачиваемое на рисование и вычерчивание необходимых рисунков и чертежей. Сохраненные технологические карты к урокам распечатываются на листках с графическим или тестовым заданием, которые можно редактировать с учетом каждого класса. Применение компьютера позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями; упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках. Для создания технологических карт, раздаточного и иллюстративного материала можно использовать возможности самого компьютера. Так, на клавиатуре имеется кнопка Print Screen, которая позволяет “фотографировать” нужную картинку с монитора компьютера, а потом скопировать ее в программу Paint, где этот фрагмент, возможно, отредактировать в зависимости от методических целей и после чего перенести в Microsoft Word, где применить как обычный документ. Благодаря комплексу мультимедийных возможностей компьютера работа по созданию уроков с применением новых информационных технологий становится увлекательной и для самого учителя. Диски, имеющиеся в школьной библиотеке, содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения ещё более эффективным и увлекательным для учеников. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы. Собирая нужные документы по конкретным темам в предметные папки к каждому уроку, я использую их для самостоятельного составления компьютерного сценария урока с использованием программы презентации Power Point. Эта программа позволяет полностью собрать все необходимые материалы к уроку, а затем продемонстрировать их в нужной последовательности на мониторе компьютера. В ней предусмотрены различные типы слайдов, содержащие разные формы подачи материала, и программы для работы с ними. “Текстовый редактор”, позволяет включать информацию в виде текста. “Графический редактор” используется для демонстрации различных аудио- и видеофрагментов, карт, диаграмм, иллюстраций. В процессе работы над презентацией информацию размещают в слайдах и присваивают им порядковые номера, в соответствии с которыми они и появляются на экране при показе. Смена слайдов может осуществляться вручную (щелчком мыши) или автоматически. В последнем случае заранее устанавливается время нахождения каждого из них на экране. Использование на уроках программы Power Point приводит к целому ряду положительных эффектов:
Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют восприятию учащимися сложных событий, явлений, процессов в их динамике, во времени и пространстве, чем создается основа познания изобразительно – графического мира. Техническими достоинствами программы Power Point являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов, создание динамических алгоритмов по объяснению нового материала и много других мультимедийных возможностей. Дидактическим достоинством программы является создание при просмотре эффекта присутствия (“я это видел!”), возникает ощущение подлинности, появляется заинтересованность в обучении, желание знать и видеть больше. При создании указанного средства обучения могут проявляться и отрицательные качества, если учитель не будет соблюдать методические требования и условия для достижения эффективного результата. Каждому учителю сейчас просто необходимо владеть компьютерными технологиями. Обучиться работе с компьютером можно, пройдя дистанционные курсы в ИРО РБ.
| |
Просмотров: 491 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |