mbouschool5.ucoz.ru мбоу моу школа сош №5 г.Учалы
Главная » Статьи » Методическая работа

Культура башкирского и русского народов как средство воспитания на уроках ИЗО. Алтынбекова Ф.М.

Культура башкирского и русского народов как средство воспитания
учащихся на уроках изобразительного искусства.
Алтынбекова Ф.М., учитель ИЗО 
    В последние годы появилось несколько программ по изобразительному искусству, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации, а так же появились региональные программы. Все программы для основной школы созданы с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования, с опорой на положения правительственных документов о патриотическом воспитании граждан России.
   В целях и задачах программ В.С. Кузина и Б.М. Неменского не заостряется внимание на национальных особенностях обучения изобразительному искусству. Выгодно отличаются в этом плане программы Т.Я. Шпикаловой, Э.Э. Пурик и Н.Э.Ахадуллиной.
   Отличительной особенностью программы Т.Я. Шпикаловой является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство» в школе, суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный, нравственный опыт народа. Народное и профессиональное искусство гармонично дополняют друг друга. Программа обращена к национальной художественной культуре и ее региональным проявлениям. Освоение искусства рассматривается как процесс диалога культур, их взаимовлияния и взаимообогащения.
   Региональный подход учитывает художественные традиции и историко-культурные связи, сложившиеся в различных регионах России, что создает возможности развития самосознания школьника как члена этноса и носителя национальной культуры, интересующегося при этом искусством разных народов Отечества и Земли.
   Н.Э. Ахадуллина и Э.Э. Пурик целью преподавания изобразительного искусства в школе определили формирование разносторонне развитой, творчески активной личности, способной соотносить традиции и особенности национальной художественной культуры с достижениями мировой культуры и искусства. В их программе народное и профессиональное искусство изучается в ключе тех художественных проблем, которых требует каждый конкретный этап развития ребенка.
   Особенностью данной программы является наличие в ней регионального компонента: в ходе изучения художественных законов, основ изобразительной грамоты, истории искусства освещаются национальные особенности искусства народов Башкортостана, история культуры нашей республики, творчество современных художников Башкортостана. Региональный компонент программы предполагает изучение сведений об истории, обычаях, народном и профессиональном искусстве башкир и других народов, населяющих Башкортостан. Одной из задач преподавания данной программы является формирование у школьников уважения и терпимости к различным точкам зрения, к многообразию форм, методов, приемов, стилей, национальных и исторических особенностей в произведениях искусства.
   Для преподавания изобразительного искусства в 5-7 классах общеобразовательной школы я пользуюсь тематическими планами, составленными на основе программ             Т.Я. Шпикаловой, Н.Э. Ахадуллиной и Э.Э. Пурик, так как считаю обязательным использование в работе регионального компонента. Во-первых, это позволяет знакомить учащихся с культурой родного края, во-вторых, воспитывать у школьников чувство гордости за свой город, республику, страну, в-третьих, привлекать к работе местный материал.
   Планирую уроки блоками. Народное искусство обычно изучаем на уроках в октябре, когда в школе проводится месячник, посвященный Дню республики. Так как в нашей школе обучаются, в основном, русские, башкиры и татары, то параллельно знакомлю детей и с русским, и с башкирским искусством, не забывая напомнить им о взаимном влиянии этих искусств друг на друга. В 5 классе уроки направлены на изучение народных художественных промыслов, в 6 - народного костюма, а в 7 классе - народного жилища.
   Первый урок каждого из этих блоков обязательно проводится в городском краеведческом музее. Именно музей, в котором представлены богатые образцы художественных ремесел края, большой иллюстративный материал, произведения местных художников, играет большую роль в эстетическом и патриотическом воспитании. В музее учащиеся делают зарисовки предметов быта, костюмов или жилищ по заданию учителя. На последующих уроках эти зарисовки будут использованы.
   Неоценимую помощь на этих уроках оказывает применение иллюстративного и  видеоматериала, подготовленного МО РБ для изучения культуры Башкортостана. Это великолепный набор таблиц по декоративно—прикладному искусству Башкортостана, графике, живописи и скульптуре башкирских художников, видеофильмы и фонограммы башкирской музыки.
   В основе любого народного искусства лежит орнамент. Ученые считают, что в народном орнаменте отложилась тысячелетняя мудрость народа. Каждый народ имел свои орнаменты, тесно связанные с особенностями национальной традиции, уровнем культуры и духовной, трудовой деятельностью. В период своего формирования башкирский орнамент оказал большое влияние на орнаменты других народов, и сам обогатился ритмами и рисунками других культур. Многому учились башкирские мастера у русского народа. Поэтому, познакомив учащихся с искусством Хохломы, я знакомлю их с изделиями производственного объединения Агидель; изучив русский народный костюм, знакомлю с башкирским костюмом.
   Народное искусство позволяет использовать на уроках различную технику исполнения работ: аппликацию, коллаж, бумажную пластику. Завершает цикл уроков традиционная выставка детских работ.

    Народное искусство на уроках изобразительного искусства, несомненно, является действенным средством эстетического воспитания. Народное искусство, национальное по содержанию, способно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств, передачу богатого многовекового опыта народа. Народное искусство должно занимать особое место в школьной системе образования.

                                                                                                        .

Категория: Методическая работа | Добавил: school5 (22.10.2014)
Просмотров: 810 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: